Отдел специальных фигур появился сравнительно недавно. Джексон Хэйнс первый показал, что можно вычерчивать на льду фигуры чрезвычайно сложного рисунка, не переходя на другую ногу и получая ход только от перемещения частичных центров тяжести. Составление специальных фигур представляется каждому конькобежцу. Специальные фигуры применяются в произвольном катании, но бывают также и самосостоятельные состязания в специально-фигурном катании.
Центр тяжести всех специальных фигур заключается в рисунке. Для зрителя исполнение мало интересно, так как здесь почти отсутствует главный элемент школьного и произвольного катания — движение.
Задача специальных фигур — богатый, разнообразный рисунок. Трудность заключается главным образом в том, что ход очень слабый, чем весьма затрудняется сохранение равновесия.
Фигуры этого отдела слагаются отчасти из элементов школьного катания, отчасти из других приемов, к описанию которых мы теперь переходим.
Рисунки этих фигур (рис. 43 абв) отчасти действительно напоминают загнутый клюв птицы. Для того чтобы вычертить острый угол, необходима на короткий момент полная остановка движения. Клюв - это перетяжка, исполняемая «с места».
Клюв вперед-назад. На очень медленном ходу свободная нога выносится вперед, затем ход прекращается и наступает остановка. Сейчас же свободная нога делает очень сильный взмах назад, чем дается ход назад и получается перетяжка назад наружу - внутрь. Эту «перетяжку с места» Панин удачна назвал «оттяжкой».
Клювы другими ходами исполняются аналогично описанному. Клюв может быть открытый (рис. 43 в), замкнутый (рис. 43 6) и пересеченный (рис. 43 в). Повторяя клювы один за другим, можно вычерчивать оригинальные фигуры (рис. 43 г).
Фигура, состоящая из крюка и выкрюка, исполняемых последовательно, называется очками (рис. 44 а). Если же выкрюк предшествует крюку, то получаются обратные очки (рис. 44 б). Если среднюю дугу сделать, короче и круглее, то первая и третья дуги пересекаются и получаются фигуры, носящие общее название колпачков (рис. 45а). Колпачки с обратными очками очень трудны. Колпачки могут быть усложнены введением в среднюю дугу различных фигур (троек, петель и т. д.) (рис. 45 6).
После окончания первого колпачка можно на той же ноге сделать второй колпачок, направленный под прямым углом к первому. Дальнейшее повторение этого приема образует на льду «крест из колпачков» (рис. 46). Кресты могут быть весьма сложного рисунка и очень трудными для исполнения. Изображенный на рис. 46. «Крест Энгельмана» неимоверно труден тем, что приходится исполнять петлю сейчас же после крюка. Эту фигуру мог до сих пор исполнить только один человек — Ульрих Сальков.
Приводимые здесь рисунки специальных фигур показывают, какой сложности, тонкости и чисто-кружевного плетения могут достигнуть специальные фигуры (рис. 47).
При изучении этих рисунков не надо забывать, что вся фигура должна быть исполнена на одной ноге и с одного толчка.
Некоторые сложные кресты требуют для исполнения до полуминуты времени, при чем, ход добывается только движениями свободной ноги. Для исполнения специальных фигур должна быть выработана исключительная гибкость стана, точность и четкость всех движений и весьма солидное искусство равновесия.
|