У фигуристов высокой
квалификации годичный цикл подготовки состоит
из подготовительного периода (июнь - ноябрь),
включающего этап контрольных соревновании
(сентябрь - ноябрь), соревновательного (декабрь -
апрель) и переходного периода (апрель - май).
К основным задачам
подготовительного периода (этап максимальной
реализации индивидуальных возможностей) можно
отнести:
1. Повышение общего
уровня функциональных возможностей фигуристов.
2. Развитие
скоростно-силовых способностей фигуристов.
3. Овладение новыми
техническими элементами, включенными в короткую
программу, оригинальный танец.
4. Овладение сложными
техническими элементами произвольной программы,
произвольного танца.
5. Совершенствование
исполнения соревновательных программ.
Основными средствами
подготовки фигуристов-одиночников в этот период
являются общая, вспомогательная подготовка и
специальная подготовка. Соотношение средств ОП,
ВП и СП у одиночников высшей квалификации
соответственно 10:10:80 - у мужчин и 10:15:75 - у женщин.
Чем ниже квалификация фигуристов, тем меньший
объем в тренировочном процессе составляет СП (до
54-55 %). Однако при этом должен быть увеличен объем
средств ОП и ВП. Недельный цикл
подготовительного периода тренировки
фигуристов-одиночников состоит из шести
тренировочных дней (7-й - выходной).
Высококвалифицированные фигуристы затрачивают
на ОП и ВП от 6 до 8 ч в неделю. Объем средств ОП на
общеподготовительном этапе подготовительного
периода снижается до минимума к концу
специально-подготовительного этапа. В июне - июле
занятия по общей подготовке проводятся
ежедневно, объем одного занятия отличается от
другого лишь временем, отводимым на него (от 1,5 до
3 ч). Объем часов на специальную подготовку
увеличивается, как было сказано выше, с ростом
мастерства фигуристов. У кандидатов в мастера
спорта 20-21 ч; у мастеров спорта 24-27 ч; у фигуристов
выступающих на чемпионатах Европы, мира,
Олимпийских играх - 30-36 ч в неделю. В
подготовительный период мастера спорта
тренируются на льду в течение одного
тренировочного дня до 4-5 ч, члены национальной
команды 5-6 ч.
В подготовительном
периоде, когда подобрано музыкальное
сопровождение к программе, спортсмен, тренер и
хореограф приступают к постановке программ и
разучиванию.
Схематично этот
процесс можно представить так:
1) выполнение макета
соревновательных программ с обозначением
элементов;
2) совершенствование
фрагментов программы с одним элементом,
двукратное выполнение фрагмента с одним и тем же
элементом без интервала отдыха, например, первый
элемент выполняется под музыку, а затем
повторяется без нее;
3) совершенствование
выполнения фрагментов программы с двумя, тремя,
четырьмя элементами и т.д.;
4) полные прокаты
программ.
На этом же этапе
целесообразно применять регрессирующий и
прогрессирующий прокаты короткой программы.
Разучивание
произвольной программы (после ее постановки)
рекомендуется начинать с макета, в котором даны
одинарные прыжковые элементы. Причем прокат
макета произвольной программы целесообразно
давать в начале тренировочного занятия в
качестве разминки. После "функционального"
настроя переходят к совершенствованию
выполнения программы по частям.
Одну часть
произвольной программы лучше выполнять в режиме
тренировки с жесткими интервалами отдыха. На
специально-подготовительном этапе (ударные
микроциклы) подготовительного периода
начинается совершенствование выполнения
произвольной программы, используется
прогрессирующий и чередующийся прокаты
программы. Полные прокаты произвольной
программы следует начинать с середины августа.
Постепенно от
микроцикла к микроциклу необходимо увеличивать
количество прокатов (до 8 в одном микроцикле).
Зарубежные фигуристы в
подготовительный период обычно выполняют по 2-3
проката короткой программы ежедневно.
Произвольные программы прокатываются целиком,
начиная со второй недели августа, 4-6 раз в
шестидневном микроцикле.
В обязательных танцах
на льду особое внимание уделяют:
реберности и мягкости
скольжения;
чистоте выполнения
всех элементов;
музыкальности и
артистичности;
легкости и
непринужденности исполнения, безукоризненной
осанке.
Оригинальный и
произвольный танцы по частям и полностью
отрабатывают на льду.
На данном этапе очень
полезно принимать участие в показательных
выступлениях и контрольных соревнованиях, это
помогает проверять техническую готовность
танцоров и вносить необходимые коррективы в
оригинальный и произвольный танцы.
Тренировка в
соревновательный период. Организацию процесса
специальной подготовки в соревновательном
периоде осуществляют в соответствии с
календарем главных соревнований.
К основным задачам
подготовки фигуристов-одиночников в этот период
можно отнести следующие:
1. Достижение высоких
спортивных результатов.
2. Повышение
специальной выносливости.
3. Совершенствование
выполнения сложных технических элементов.
4. Совершенствование
выполнения соревновательных упражнений
(короткой и произвольной программ).
В соревновательный
период фигуристы-одиночники используют средства
вспомогательной и специальной подготовки,
однако основной объем нагрузки приходится на СП
(85-90 %). Фигуристы высокой квалификации участвуют
в 7-8 соревнованиях.
На этапе основных
соревнований (январь - март) ведется
целенаправленная тренировочная работа по
исправлению ошибок, выявленных в ходе
контрольных стартов. Фигуристы-одиночники
используют в соревновательный период 5-6-дневные
микроциклы, выполняя в каждой тренировке от 200 до
270 элементов, в среднем 40-50 элементов в день (75-90 %
общей нагрузки занимают прыжковые элементы).
В соревновательный
период целесообразно моделировать трехдневный
микроцикл: 1-й день - тренировка и контрольный
старт по короткой программе, 2-й день - тренировка
и контрольный старт по произвольной программе,
3-й день - отдых. Приведем пример
экспериментальной тренировки: разминка - 6 мин,
два полных проката произвольной программы с
двухминутным интервалом отдыха (в сумме - 17 мин).
В спортивных танцах на
льду, учебнотренировочная работа обычно строго
соответствует недельному циклу, составленному с
учетом соревновательной программы. Почти на
каждой тренировке выполняют обязательные танцы,
кроме того, исполняют оригинальный и
произвольный танцы.
Целесообразно не менее
чем за две-три недели до предстоящих стартов
тренироваться именно в те часы, в которые будут
проходить соревнования по обязательным,
оригинальному и произвольному танцам.
Желательно также за две недели до старта
провести контрольную прикидку по программе
соревнований или принять участие в
показательных выступлениях с произвольной
программой.
Тренировка в
переходный период. Этот период охватывает
апрель - май. Основной целью является
восстановление сил и здоровья спортсменов. Для
этого снижаются объем и интенсивность нагрузок
ВП и СП и возрастает объем средств ОП. Для
активного отдыха фигуристы занимаются такими
видами спорта, как легкая атлетика, плавание,
акробатика, спортивные игры. Спортсмены
совместно с тренером и
хореографом-постановщиком анализируют свои
выступления в прошедшем сезоне, исправляют
ошибки в технике и осваивают новые связки шагов и
отдельные элементы короткой программы,
подбирают музыку и соответствующие движения для
новых соревновательных программ.
Задачами, стоящими
перед фигуристами на данном этапе являются:
1. Освоение некоторых
новых элементов.
2. Совершенствование
освоенных элементов.
3. Составление новых
соревновательных программ.
Экспериментальная
проверка подтвердила важность главного и
постепенного выведения спортсмена из состояния
максимальной готовности, характерной для
соревновательного периода.
Серьезного изучения
заслуживала методика построения годичного цикла
подготовки фигуристов-одиночников ГДР,
представляющих одну из ведущих школ мира по
фигурному катанию на коньках. Годичный цикл
подготовки фигуристов делился на 4 периода:
первый подготовительный, отдых, второй
подготовительный, соревновательный.
В первом
подготовительном периоде особое внимание
уделялось качественной стороне исполнения
элементов произвольного катания. От спортсменов
требовалось выполнение освоенных прыжков на
максимально возможной скорости, с фиксацией
технически правильного положения тела и
отдельных его звеньев (руки, головы, свободной
ноги) в фазах въезда и выезда из прыжка, мощного
отталкивания для обеспечения наибольшей высоты
прыжка, амплитуды полета, сохранения скорости в
фазе выезда из элемента.
Необходимым условием
выполнения вращении и прыжков во вращение
является высокая скорость при значительном
числе оборотов, точная центровка, многократное
изменение положения отдельных звеньев тела,
совершая в одном четко фиксированном положении
не менее 8 оборотов.
На время отдыха каждый
фигурист получал индивидуальное задание по
физической подготовке (общей или специальной), а
его выполнение контролировалось путем
тестирования физических способностей
спортсмена сразу после окончания периода отдыха.
Второй
подготовительный период был посвящен
совершенствованию исполнения короткой и
произвольной программ. В одном тренировочном
занятии фигуристы свободно исполняли по два-три
проката произвольной программы.
Основной задачей
соревновательного периода являлось достижение
наивысших результатов, что обусловливалось
необходимостью максимального использования
тренировочных стимулов, способных вызвать
бурное протекание адаптационных процессов. Это
достигалось максимальной интенсивностью
тренировочной работы, широким использованием
средств, повышающих специальную выносливость. |