G2,
спасибо, очень хорошие ролики.
Мне было очень полезно сравнить их с тем, что рассказано в видеоуроках Ника Перны. Прежде всего я обратил внимание на 3 ключевых (по Нику Перне) момента.
1. При любом заходе дуга LBO поначалу почти прямая, но затем, перед отталкиванием, резко искривляется. Это очень напоминает перетяжку назад, если начинать ее выполнять с наружной дуги (большинство делают сначала внутреннюю, Ник Перна настойчиво советует всегда начинать перетяжки с наружной дуги, причем крутой, четко выраженной). В этом плане наиболее показателен заход и отталкивание Плющенко:
(увеличить)
Здесь начало захода идет почти по прямой, даже есть намек на слабую дугу на внутреннем ребре LBI (кадр 1), которая дает как бы начальный импульс для последующей глубокой наружной дуги LBO. Если сравнить с видеоуроком Ника Перны, то это практически одно и то же движение: начало перетяжек назад с наружного ребра.
2. Завернутое, "косолапое" положение стоп в отталкивании (носки вместе, пятки врозь, кадр 4) хорошо выражено у всех трех фигуристов.
3. Наконец, по Нику Перне, лутц отличается от флутца и особенно флипа очень маленьким расстоянием между лезвиями зубцовой и опорной ног в момент, непосредственно предшествующий отталкиванию — по Нику Перне, это расстояние не должно превышать длины лезвия конька. Смотрим: у Плющенко это расстояние практически нулевое (кадр 4). У Ксении Дорониной оно побольше, но у ее лутца есть тенденция к флутцу (хоть она и старательно выдерживает наружное ребро). У Рошетт — действительно, примерно длина лезвия, классическая техника.
Еще мне было очень интересно посмотреть, есть ли намеки на мою ошибку: размазывание следа опорной (левой в данных примерах) ноги непосредственно перед отталкиванием. Это означает, что лезвие начинает поворочиваться наружу, еще не оторвавшись от льда. У Плющенко это размазывание практически отсутствует: на кадре 4 левое лезвие уже оторвалось от льда, но все еще находится в завернутом положении. У Рошет лезвие разворачивается (примерно на четверть оборота) еще в опорном положении, но это никак не выглядит ошибкой (отрыв лезвия от льда тоже достаточно быстрый). А вот у Дорониной оно отрывается от льда заметно позднее, на льду совершается 3/4 от половины оборота (т.е. 3/8). Является ли это однозначно ошибкой, трудно сказать. В целом, наиболее классическая техника у Рошетт, у Плющенко несколько специфический "риттбергерный" вариант лутца; у Дорониной есть намеки на флутц, ее технику я бы не назвал образцовой.
P.S. Еще очень интересно сравнить эти 3 исполнения (приведенные как примеры "риттбергерной" техники лутца) по тому, насколько сильно фигуристы опускаются на ребро зубцовой ноги при отталкивании. Как ни странно, у Плющенко задняя часть правого лезвия практически не касается льда (фигурист остается на упругой стопе, вес не опускается на пятку; это приблизительно как в легкой атлетике, где пятка спринтера в беге никогда не касается дорожки). Это неожиданно, потому что техника лутца Плющенко считается самой "риттбергерной" из всех. У Рошетт пятка правого лезвия касается льда, но лишь на одно мгновение (легкий удар), спортсменка в этот момент уже отталкивается стопой, и никакого подседания или залипания на ребре и перерыва в разгибании стопы нет. А вот Доронина действительно опускается на стопе слишком сильно (в легкой атлетике такая ошибка в прыжках считается одной из самых грубых). На ее видео отчетливо видны два момента опускания пятки правого лезвия (у Рошетт такой удар совсем легкий и только один, у Плющенко он отсутствует). В первый момент оно опускается очень низко, почти до льда, но все-таки касания нет (похоже на Плющенко). Но дальше спортсменке явно не хватает силы, а отталкивание получается более затянутым, чем у Плющенко или Рошетт. В результате пятка во второй раз опускается и на этот раз касается льда, и это уже явная ошибка, вызванная, возможно, недостаточной физической подготовкой (слабая стопа правой ноги).