Murchik
Само по себе обучение с преподавателем и контролем очень полезно. В частности, иногда может надо работать, когда не хочется, и делать то, чего не хочется — но в конечном счёте от этого отдача будет. Но как-минимум нужна уверенность, что то, что навязывают, действительно полезно и необходимо, требуют не просто потому, что так принято. По факту ведь большинство всего, что делают, делают просто потому, что принято. И не пытаются особо оценивать.
Сама по себе концепция рефератов кажется очень полезной. Суть в том, чтобы сначала самому разобраться с каким-то вопросом, а потом изложить это в твёрдой законченной форме. Это выводит на другой уровень понимания, чем вот если просто с чем-то разобраться. Помимо того, что скиллы внятного изложения в принципе полезны. Но с формой начинаются проблемы. Во-первых очень формальные требования, например откуда-то появилось требование к объёму, чем больше, тем лучше. Нужно лить воду вместо лаконичного изложения. Во-вторых, контроль не факт, что адекватный, надо как-бы стремиться угадать пожелания, а не составить адекватный материал. Ну и третье, это объёмы, слишком много заданий, которые долго и сложно делать как надо, что просто стимулирует к тому, чтобы забить и искать способы "оптимизации" вместо того, чтобы учиться.