Хочу сказать такую вещь - во-первых, конечно, основная роль в настрое на соревнования принадлежит тренеру. Если тренер хорошо выводит своих детей, родителям лучше вообще лезть поменьше, проследить за внешним видом - и на трибуны... Если с тренером гм... проблемы, роль родителей будет велика. И сложна.
В соседней ветке был подробный рассказ коллеги из Финляндии (надо перетащить). За час до выступления - только ты, программа и тренер. Это, конечно, хорошо звучит, но тренер один (и у него свои дела), а детей много. В реальности, либо "ты и родитель", либо "ты и товарищи по (не)счастью". Тут уж приходится оценивать риски...
Во-вторых, всем родителям хочется посоветовать больше смотреть соревнований, посещать тренировки и приобретать опыт, который поможет правильно себя вести. Бывает, что родители совершают ошибки и страдают лишнего просто по незнанию, например, такой простой вещи:
после того, как прыжок появился на тренировке, обычно только через полгода можно ждать его в программе. Да, тренеры любят старт-плюсовых детей, которые на выступлении выдают больше, чем на тренировке. Но это - не норма. Норма - это прокат произвольной программы на 70-80 процентов - с ошибками в 2-3 элементах, при условии, что ЭЛЕМЕНТЫ ПОСТАВЛЕНЫ ПО СИЛАМ РЕБЕНКА И УДОБНО!
Сами наступали на грабли. Когда в 8 лет моя дочь на первых своих соревнованиях в чужой тогда СДЮШОР со всеми две недели как появившимися двойными упала 4 раза, безнадежно недокрутив свои "козырные" флип и лутц, это была страшная трагедия
Уже через два месяца я поняла, что никаких флипов и лутцев и быть не могло. Потому что даже при небольшом стартовом волнении и "зажиме" в первую очередь пропадает толчок, и при отсутствии запаса по высоте выходит недокрут и, если недокрута не выезжаем, падение. С тех пор не ору. В прошлом году один раз сорвалась - когда на октябрьских соревнованиях дочь в короткой упала с двойного флипа (без каскада
, из двадцати примерно выступавших с двойных прыжков не падал никто) "Как можно упасть с флипа, когда ты делаешь его три года!.." По зрелом размышлении и просмотре видео, техника прыжка испортилась до самого никуда.
В общем, падения-срывы недоученных элементов не считаются. За падения и срывы элементов из-за неправильной техники не следует винить ребенка. В идеале, надо (тренеру) "вычистить" технику, сделать удобные заходы, принять для себя, что срыв "новенького" дупля - нормальное явление, и если и дальше будет валять половину программы - тогда, конечно, к психологу!