Одилия пишет: |
Кстати, много ли на свете людей, которые работают исключительно ради удовольствия, потому что сами хотят, а не потому, что деньги надо зарабатывать? |
Есть две сферы, весьма важные для человечества, где деньги по определению являются вторичными: наука и искусство. Там тоже бывают заработки (у немногих), но это всегда очень опосредовано, как нечто случайное и побочное. Никто не сочиняет стихи и не доказывает теоремы ради денег (ради славы — возможно, да). В науке вообще очень часто признание случалось уже после смерти, причем иногда через значительный промежуток времени (пример — Эварест Галуа, имя которого уже стало нарицательным в теории Галуа, при жизни его работы так и остались никому не известными; он был довольно рано убит на дуэли).
Да и картины Ван Гога, если я не ошибаюсь, при жизни не пользовались успехом — не сравнить с теми суммами, которые за них платили потом.
За деньги работают, возможно, лишь в общественном туалете. Я, например, видел сюжет про завод, где стеклодувы делают всякие замечательные стеклянные предметы (бокалы и т.п.). Это совершенно удивительное ремесло, учиться которому надо многие годы и которое вызывает восхищение ничуть не меньшее, чем четверные прыжки в фигурном катании. Не думаю, что люди, которые там работают, делают это только ради денег. Есть профессиональная гордость, когда ты владеешь тем, что недоступно 99.999% остальных людей, и понятно, что заменить тебя практически невозможно. Именно это, на мой взгляд, является главным стимулом в почти любой работе.