Большое интервью хореографа Бенуа Ришо
Оригинал (англ.):
https://skating-to-music.blog/2020/09/03/i-like-to-remain-mysterious-int
Перевод (рус.):
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/zapiskisumashedshego/2826309.html
Некоторые цитаты:
- Вообще тяжело говорить о танце, искусстве, хореографии… Я выражаю мысль через движение. И мне нравится оставаться загадкой. Когда я ставлю программу, я руководствуюсь чувством и инстинктом. Мне кажется, когда ты начинаешь слишком много думать или анализировать в процессе постановки, это разрушает естественность. Понимание смысла программы приходит потом. Я понимаю, что хотел сказать, только когда все закончено. Это как писать книгу, не зная, куда она приведет и как закончится. Потом ты заканчиваешь ее писать и начинаешь читать с начала — и вот она перед тобой.
- В фигурном катании часто думают, что искусство всегда говорит о красоте. Но это не так! Ты можешь покорить зрителя движением, в котором ничего особенно «красивого» — просто самим движением.
- В эту музыку вложено много чувств. И я хотел, чтобы во время просмотра этой программы люди чувствовали что-то, что-нибудь личное.
Самое худшее — это когда ты смотришь программу и не чувствуешь при этом ничего.
- Поймите, в начале нашей работы у Брейди не было никакого бэкграунда в хореографии. Она преодолела огромный путь, прежде чем смогла достичь уровня этой программы.
- Здесь важно помнить, что в начале создается музыка, еще прежде любой хореографии. Это означает, что интерпретация этой музыки может быть сколько угодно личной — она открыта для разных интерпретаций.
- В наше время появилось что-то типа моды менять хореографов каждый год. Один хореограф ставит короткую программу, другой — произвольную, потом на следующий год работают новые хореографы, и так далее. Не думаю, что это очень умно. Это то, что отличает в хорошую сторону русские команды: фигуристы на протяжении многих лет работают с одним хореографом. У хореографов есть время на то, чтобы развить спортсмена. Многие великие чемпионы прошлого работали с одним хореографом на протяжении многих лет и, мне кажется, в этом заключался один из секретов их успеха.
- Вот почему я думаю, что русским фигуристам очень везет, что у них есть возможность все время работать с одним хореографом. Вам может нравиться или не нравиться эта работа, но все, что они делают, они делают очень точно, потому что они работают с хореографом каждый день.
- Ключевым моментом является умение приспособиться [к фигуристу]. Хореографы не просто создают движение — в какой-то степени они и психологи! Мы должны понимать, что чувствует фигурист, чтобы выбрать правильную вещь для него. Мы должны видеть, у кого есть тот самый «вольный дух», а у кого все более формализовано. В работе со второй группой моей задачей является как раз развитие этого творческого духа.
- Должен признаться, я не люблю «истории»! Я стараюсь понять, что мои фигуристы чувствуют под ту или иную музыку, я ни в коем случае не стремлюсь придумать «историю». Мы когда-то обсуждали этот вопрос с Дайсуке Такахаши. кстати. Он сказал, что история — это то, как он двигается. Ему не нужно ничего другого. Но, конечно, это зависит и от фигуриста и от того, как ему самому удобнее выражать музыку. Некоторым фигуристам нужны слова и истории. Для них важно понять, «о чем» их программа — в конце концов, именно они же будут катать ее, так что они должны знать!
- ... я всегда спрашивают своих фигуристов:
«тебе удобно делать это? Только не ври, скажи правду!» Это важно, это один из ключей к успешной программе.
Все должно выглядеть легко, как будто это делается без усилий.
- Если моя идея слишком сложна, моей задачей является либо заставить фигуриста поверить в эту идею, либо найти другую идею.
- ... проблема, которую я вижу сейчас, заключается в том, что короткая и произвольная программы выглядят очень похоже. Я был бы рад видеть одну программу, в которой меньше технических элементов, и другую, в которой акцент больше на технике. Не знаю, стоит ли называть первую программу «артистической» или нет — это все-таки спорт, и эту программу тоже будут судить — но было бы здорово видеть акцент на артистизме в одной из программ. Это мечта любого хореографа — иметь программу, в которой вообще нет фокуса на технике. Что до фигуристов, им это дало бы возможность развиваться в другом направлении.