Первое – фильм снят по мотивом диснеевского мультфильма 1998 года. Вроде бы мультфильм очень известный, но я не смотрел и смотреть не хочу, не люблю мультфильмы совсем. Соответственно, культурного бэкграунда, нужного, чтобы оценить фильм как следует, у меня нет. Возможно это в плюс, потому что читал критику, многие очень недовольны тем, что "фильм хуже мультфильма", кто-то говорит, что не нужно и пытаться их сравнивать. Я в этом плане чист
Рейтинг imdb на текущий момент 5.5, что вроде очень средненько. Явно прицеливались на большее.
Из того, что фильм снят по мультфильму, вытекают и проблемы. Мультфильмы карикатурны, многие вещи там можно естественным образом упустить, что о них не задумываешься. В фильме же они на глазах, спрятать сложно.
В плане картинки фильм снят очень достойно и красиво. Сюжетно же и по игре актёров чувствуется, что фильм снят по мультфильму и на юную возрастную аудиторию. Фактически в фильме два-два с половиной актёра, сама Мулан, колдунья и может быть отец Мулан, остальные персонажи уже не личности, а какие-то функциональные роли. Это уже не очень хорошо.
Фильм снят по всем стандартам Голливуда. Стандартам Голливуда не меньше двадцати лет точно, но буквально на днях что-то явно прописали в требованиях к Оскару, но не всё. В частности фильм обязан пропагандировать одну или несколько базовых ценностей, это расовое-национальное единство, толерантность к инвалидам по физиологии или по психиатрии, идеи феминизма, высмеивание патриархальных традиций. В фильме про Китай что-то связанное с расизмом как-то совсем не вписывалось, но отец Мулан, главный положительный герой второго плана, там немного инвалид, а уж феминизм просто разгулялся до откровенной неприличности, создавая нереалистичные сюжеты.
Сюжет, кратко – в китайской благородной семье, у отца-героя войны, было две дочери. Одна из них, Мулан, не вписывалась в стандарты поведения для девочек, страдала откровенной гиперактивностью, чем создавала проблемы семье, так как девочка должна быть хорошей женой, а не развивать свою внутреннюю силу и не быть воином. Из неё пытаются сделать невесту, но не получается, она ведёт себя неподобающе для невесты, её семью за это публично позорят.
Тем временем на страну с севера нападает Бори Хан, но сам он довольно карикатурный персонаж, главная там колдунья, способная к магии, умеющая превращаться в птиц, вселяться в других людей и т.п. Философия фильма построена на том, что фактически они родственные персонажи, их обеих не принимает общество (подано так, что просто потому, что женщины, хотя от этого можно было бы пытаться абстрагироваться), но в итоге они подминают под себя всё и становятся всемогущими, их принимают. В итоге даже колдунья жертвует собой ради спасения Мулан.
Но это я раньше времени забежал, под войну набирают по мужчине от каждой семьи, за неимением сына должен идти больной отец, фактически инвалид (уже сюжетный бред, само собой ведь много семей таких), а Мулан решает втайне пойти вместо своего отца, взяв его меч и доспехи и выдавая себя за парня.
В фильме используется концепция "силы Ци", это из китайской философии, но реально напоминает Силу из Звёздных воин. Эта сила даёт какие-то особые возможности по управлению телом и предметами, особую физическую силу. Ещё фильм многими моментами по операторской работе и каким-то решениям напоминает Матрицу, 1 и 2 части. Есть какие-то как сейчас говорят "гностические" решения, вроде перерождения через смерть, но я бы не стал их обсуждать сильно.
Нетипичная для Голливуда философская ветвь о том, что необходима честность, это ключевой столп. В голливудских фильмах когда надо, положительные герои нарушают правила и обманывают, это нечто само собой разумеющееся, но здесь это грех. Вот это нетипично.
Актёрскую игру оценивать не в состоянии, это надо в оригинале смотреть, дубляж убивает всё, что иногда бывает. А реально в актёрской игре и диалогах очень значимая часть Голливуда.
Что всё-таки не нравится. Активно обыгрывается тема, как Мулан скрывает свою женскую природу, живя в казарме. Обыгрывается, что не может пойти в душ, спать нормально и т.п. И как-то очень примитивно и пошло смотрится. Но на это специально упирают в фильме. В этом сокрытии как раз то, что отличает фильм от мультфильма. В мультфильме можно легко спрятать разницу между парнем и девушкой, сведя это к анатомическим отличиям. Там рисованные персонажи. В фильме, где Мулан это хрупкая девушка, уже возникают вопросы. Она там обладает какой-то мужской физической силой, наравне с крепкими мужиками. Руки, кисти рук, бицепсы, у хрупкой девушки ну совсем другие, чем у мужиков, это же очевидно. Там сразу можно высмеивать, что "мол пацан, почему у тебя такие девчачьи руки". Или она бы раскачивала себе руки, портя кисти? Но в фильме этого нет, и в конце уже именно показываются нежные девичьи ручки, после того, как она раскрывается. В общем какой-то бред, который мешает восприятию.
Ещё не нравится примитивизм некоторых сюжетов, как второстепенных военных, так и поворотных ключевых. То там жёсткий патриархат и неприятие женщин как равных, и буквально за минуту сменяется, что она становится полководцем и за ней идут военные, причём она ничего не сделала, просто так решили, что "пожалуй она права". Масса какой-то непонятной театральщины.
В общем, в плане сюжета очень так себе фильм. Бюджет 200 миллионов долларов, что очень много даже для Голливуда. На текущий момент собрал меньше 8 миллионов долларов, что как бы очень слабенько. Хотя возможно сейчас большие ограничения, из-за этого, надо с другими фильмами сравнивать. Но снят, в принципе, хорошо, сама картинка достойная. Но в целом, такой скорее подростковый фильм. Наверное на этой идее можно было бы сделать и культовый фильм, развить там философию какую-то по китайским мотивам, ритуалы и культы оформить, но этого и близко нет. Просто фильм среднего класса. Далеко не самый худший, но и совсем не выдающийся.