Fizcult privet пишет: |
из жизненных наблюдений: занимающиеся физкультурой, часто думают, что занимаются спортом. Это похоже на то, как человек, знающий максимум курс школьной математики говорит, что у него было 5 в школе и он хорошо знает математику. Да нет... |
Насчет математики — я всё-таки могу считать себя специалистом, всё-таки кандидат наук. Вот совершенно не согласен, нет никакой принципиальной разницы между... ну, не школьной математикой, а математическим кружком в школе и университетской математикой. Вообще, все разговоры про "высшую" математику ведутся чаще людьми, не очень с математикой знакомыми.
Иногда совсем простые с виду задачи ведут к очень интересным теориям (ну, знаменитая Последняя теорема Ферма, для n>2 не существует решения в натуральных числах уравнения x^n + y^n = z^n, на первый взгляд выглядит как типичная задача для олимпиады школьников). Я, зная многих настоящих математиков (людей, буквально зараженных этой наукой), могу сказать. что они на первом курсе (только после школы) и после аспирантуры и защиты диссертации были одинаковыми. Мой друг (Сережа Охитин), с которым мы вместе учились, придумал около 50 задач для задачника Кванта, причем большую часть из них — когда он учился в школе. Вот, к примеру, пара его задач: 1) на плоскости отмечено n красных и n синих точек, доказать, что их можно соединить отрезками так, чтобы концы каждого отрезка имели бы разные цвета и отрезки не пересекались; 2) на бесконечной клетчатой бумаге в каждой клетке записано натуральное число; доказать, что для любого фиксированного n>1 на бумаге найдется квадрат, сумма чисел внутри которого делится на n.
Эту вторую задачу он предлагал в качестве своего рода проблемы Ферма для школьников. Когда мы учились, один наш приятель доказал это для n=2 и n=3. А потом другой наш друг (реально очень сильный математик, Алексей Белов-Канель) доказал ее в общем случае, причем просто проиллюстрировал, что она сводится к теореме Ван дер Вардена об арифметических прогрессиях. Книжка А.Я.Хинчина
Три жемчужины теории чисел, в которой эта теорема представлена как первая жемчужина, рассчитана именно на школьников, и многие из нас ее читали именно в школе, но не каждый догадается применить ее к проблеме Охитина (как я назову эту вторую задачу).
Вообще, просто удивительное наблюдение: чем сильнее математик, тем больше он пишет книг для школьников, потому что именно такие ясные, с виду простые, но глубокие задачи — это та самая
математика в кристально чистом виде. Посмотрите, сколько таких тоненьких книжечек, адресованных всем, от детей 7 лет до без ограничений написано, например, В.И.Арнольдом, одним из сильнейших советских математиков (к сожалению, не так давно ушедшим от нас, причина преждевременной смерти — катастрофа на велосипеде). У него есть книжка
Задачи для детей от 5 до 15 лет (на самом деле, некоторые задачи оттуда непросто решить и в 95 лет), вот вам задача оттуда (чтобы лучше понимать, что такое математика и что никакой низшей и высшей математики не существует):
В.И.Арнольд пишет: |
На книжной полке рядом стоят два тома Пушкина:
первый и второй. Страницы каждого тома имеют вместе тол-
щину 2 см, а обложка –– каждая –– 2 мм. Червь прогрыз (пер-
пендикулярно страницам) от первой страницы первого тома до
последней страницы второго тома. Какой путь он прогрыз?
[Эта топологическая задача с невероятным ответом ––
4 мм –– совершенно недоступна академикам, но некоторые
дошкольники легко справляются с ней.] |
Причем здесь вообще математика, на форуме по фигурному катанию? Просто я не согласен с главной мыслью, с существованием непреодолимой дистанции между физкультурой и спортом. И фигуристы-любители — это, на мой взгляд, не физкультурники. В физкультуре главная цель — здоровье, в спорте — достижение результата, чаще всего некоторого уровня, который каждый сам себе устанавливает, и подобное достижение может иногда даже идти во вред здоровью. Да и принципиальной разницы между любительским спортом, таким, например, каким я занимался в ВУЗе (легкая атлетика, едва-едва первый разряд), и большим спортом нет. И там, и там регулярные тренировки (в любительском спорте, может, на это невозможно выделить так же много времени, как и в большом), соревнования, причем, если это всё и не отнимает большую часть времени, то уж точно огромная часть жизни (мысли, увлечения, книги, ТВ и т.п.) всё равно посвящается спорту. Плюс, странно, потом вдруг обнаруживаешь, что участвовал в одних и тех же соревнованиях (типа первенства ВУЗов) даже вместе с будущими олимпийскими чемпионами.