Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Предисловие

Страницы: 123456789101112131415161718192021   
 

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Роберт С. Огилви родился и воспитывался, в Англии. Заниматься фигурным катанием он начал на лондонском катке в 1931 году. После 1946 года Боб, как его называют все, начал выступать в паре с Жоан Томпсон, с которой они вскоре и поженились. Боб и Жоан заняли второе место на национальном первенстве Великобританиии стали членами сборных команд, выступая на первенствах Европы, мира и олимпийских играх. Роберт в течение нескольких лет был судьей национальной конькобежной ассоциации по одиночному и парному катанию. Позднее он и Жоан стали ведущими преподавателями-профессионалами на одном из известных лондонских катков. Некоторое время они били "звездами" труппы, гастролировавшей в Европе, а в 1957 году переехали в Соединенные Штаты и стали профессиональными преподавателями. Вот уже много лет Боб и Жоан являются ведущими инструкторами в „Клубе на льду" города Балтимора. Некоторые из их учеников позировали для фото, использованных в этой книге (фотографировал автор).

ПРЕДИСЛОВИЕ

Никакая книга, какой бы полной и детальной она ни была, не может заменить мастерства и опыта хорошего тренера. Она лишь облегчит задачу вашего преподавателя, поможет вам быстрее понять его, а также напомнит о том, что вы забыли или нетвердо усвоили. Наша книга ответит на многие вопросы, которые можно задать, еще не ступая на лед: вопросы об инвентаре, об одежде, о месте занятий, о возрасте, с которого надо начинать, и многие другие.

Литературы для начинающих очень мало, и можно надеяться, что эта книга поможет вам овладеть простейшими элементами фигурного катания. Методы, которые здесь описаны, а также последовательность изучения отдельных движений создают единую систему, которая выдержала испытания временем. Но помните, что и у других систем могут быть свои достоинства; у каждого тренера, уверенного в своих силах, есть свои собственные идеи и методы.

ВОПРОСЫ. ВОПРОСЫ...

Родители, которые хотят, чтобы их дети начали кататься, а также взрослые, собирающиеся заняться этим спортом, как правило, задают одинаковые вопросы. В этой главе мы постараемся ответить на те, которые задают чаще всего.

ДОЛГО ЛИ НУЖНО УЧИТЬСЯ?

Кто из вас не задавал этого вопроса? На него невозможно ответить сразу. Сколько нужно, чтобы научиться играть на фортепиано? Это зависит от того, что вы подразумеваете под словом «научиться». Большинство родителей отвечает на этот вопрос довольно неясно.

«Ну, хорошо кататься на коньках...» Нужно сразу сказать, что срок обучения, если начинающий фигурист не бросит неожиданно занятия, зависит и от физического развития ребенка, и от качества спортивного инвентаря, от количества времени, которое может быть отдано занятиям, от качества преподавания и от желания заниматься. Правильный подбор инвентаря настолько важен, что этому мы посвятили целый раздел в книге.

НЕ СЛИШКОМ ЛИ Я СТАР, ЧТОБЫ НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ?

Некоторые специалисты по танцам говорят: «Если вы можете ходить — вы можете танцевать». Примерно то же самое относится и к катанию на коньках. У нас есть несколько учеников, которые не умели кататься на коньках до шестидесяти лет; примерно после полутора сезонов занятий они не только уверенно катались, но и освоили некоторые простые танцы. Более молодые достигнут и сравнительно больших результатов.

Многое зависит от вашего упорства.

А ЭТО НЕ ОПАСНО?

Совершенно безопасно.

Как ни старайтесь, когда-нибудь вы все-таки упадете; честно говоря, падать вы будете много раз, и чем скорее упадете впервые — тем лучше. Обычно говорят, что опасное место — собственный дом, но что касается катка, то это высказывание несправедливо. Падение на катке нельзя сравнивать с падением на обледенелых каменных ступеньках вашего дома. На льду вы можете получить несколько царапин, но ничего более серьезного, так как на самом деле мало видов спорта, которые были бы так же безопасны, как фигурное катание.

С КАКОГО ВОЗРАСТА РЕБЕНКУ НАДО НАЧИНАТЬ ЗАНЯТИЯ?

Здесь также нет твердых и определенных правил. Как только ребенок начнет уверенно ходить, с ним можно начать занятия. Наш сын начал заниматься с двух лет, и так как у него были хорошие коньки, он вскоре уже с радостью катался самостоятельно. Однако необходимо помнить: если дети очень маленькие, кто-то должен быть все время рядом, так как малыши обычно «игнорируют» существующие на катках правила, такие, например, как катание в одном направлении: дети могут делать резкие повороты, а в результате попадать под ноги других катающихся. Однако если кто-нибудь будет вместе с ними, особенно когда на катке немного народу, никакие опасности не грозят. К тому же в этом возрасте ребята очень непоседливы, и, хотя они скоро смогут кататься на коньках, обучить их хорошей технике очень трудно. Нужно ставить их на лед в раннем возрасте (если они действительно хотят кататься), иначе заинтересовать их будет сложнее.

Вообще нужно отметить, что девочки раньше начинают воспринимать указания тренера и выполняют их лучше, чем мальчики. Поэтому девочки могут начать занятия примерно с шести лет, а мальчики с семи-восьми. Но надо иметь в виду, что индивидуальные особенности тоже играют важную роль.

Если вы взрослый и довольно робкий человек, то помощь тренера придаст вам больше уверенности, когда вы выйдете на лед. Почти все взрослые могут сделать несколько самостоятельных шагов уже через полчаса. Они еще не будут кататься в полном смысле этого слова, но могут держаться на льду. Что касается детей и более уверенных в себе взрослых, то они не причинят себе никакого вреда, если самостоятельно постараются выполнить несколько упражнений.

Как только вы почувствуете себя твердо на льду, прочтите в этой книге о том, как сделать правильное отталкивание ребром конька. Не откладывайте это, если вы начали задумываться о толчке, иначе появятся плохие привычки, от которых трудно избавиться. Правильно не то движение, которое вы точно и естественно выполнили, — правильное движение нужно выучить.

КАК ЧАСТО ДОЛЖЕН Я КАТАТЬСЯ?

Часто у вас проходят занятия или не часто — это не главное; главное, чтобы эти занятия были регулярными. Тот факт, что у вас запланировано следующее занятие в определенное время, обычно заставляет вас прилагать много усилий, чтобы овладеть всем тем, что вам до этого показали, и вы стараетесь быть готовым к следующему занятию. Количество занятий зависит от того, как часто вы катаетесь, как велико ваше желание продолжать кататься на коньках, но все же, чтобы достичь успеха, вы должны выходить на лед как минимум два-три раза в неделю. Многие катающиеся добиваются успеха, занимаясь на катке и один раз в неделю, но это очень длительный процесс. В этом случае вы не столько думаете о том, чтобы научиться еще чему-нибудь, сколько о том, как сохранить равновесие. Три коротких занятия в течение недели более полезны, чем одно продолжительное.

ИНВЕНТАРЬ ФИГУРИСТА

В США под словом «коньки» обычно подразумевают комбинацию как ботинка, так и лезвия, хотя, строго говоря, конек — это только лезвие. Имеется четыре различных типа конька: фигурный, хоккейный, беговой и детский с двумя лезвиями. Мы здесь говорим только о фигурных коньках.

Ваш ботинок должен быть сделан из хорошей твердой кожи и сидеть на ноге достаточно удобно (когда будет правильно размещено лезвие), он удержит ваш голеностопный сустав в вертикальном положении. Лезвие конька изготовляется из хорошей стали, чтобы обеспечить плавное скольжение и чтобы заточенные ребра конька долго не тупились.

Ищите ботинок из хорошей, качественной кожи, которая не потеряет своих свойств спустя два месяца. Но когда он не подходит по размеру, то качество кожи не играет никакой роли. Хороший ботинок должен плотно облегать ногу, особенно область голеностопного сустава. Если шнуровка правильная, пятка не двигается вверх и вниз. Придержите задник ботинка и проверьте, сможете ли вы оторвать пятку от подошвы. Когда вы приседаете, кожа ботинка не должна сильно морщиться у голеностопного сустава. Не всегда все совершенно в ботинке массового производства, но чем меньше двигается пятка и меньше сморщивается кожа, тем лучше.

В противовес сложившемуся у большинства людей мнению катающийся на коньках обычно приобретает ботинки на полразмера меньше, чем те, которые он носит ежедневно, а не на полразмера или целый размер больше. Естественно, что в ботинке большего размера ноге удобнее, но это не означает, что он подходит человеку. Когда ботинок действительно подходит, вы вначале чувствуете определенное неудобство от плотности прилегания ботинка и твердости кожи. Хороший ботинок необходимо разносить. Конечно, есть исключения из правила «на полразмера меньше». Человек с очень широкой стопой может приобрести ботинок немного длиннее, чтобы он лучше подходил и по ширине. Это не имеет большого значения, если задник плотно облегает пятку.

Расстояние между отверстиями для шнурков должно быть широким, а язычок ботинка — хорошо прошит по краям. Примеряйте ботинки, когда у вас на ногах нормальной толщины носки (нейлоновые вполне подходят для этого). Не надевайте несколько пар толстых носков, так как при этом ботинок сидит хуже, а ноге от этого теплее не будет.

Необходимо туго шнуровать. ботинок, чтобы нога плотнее сидела в нем, но циркуляцию крови нарушать не следует. Как сделать, чтобы ноги у вас не замерзали, — читайте в главе «Одежда».

На рис. 2 показано современное лезвие фигурного конька (вид сбоку и снизу). Надо стремиться к тому, чтобы лезвие было сделано из хорошей стали, тогда у пего, во-первых, будет хорошее скольжение, а во-вторых, потому, что лезвие из плохой стали очень трудно наточить.

Зазубрины на передней части лезвия называются носковыми резцами, или носковыми зубцами, и, хотя они поначалу пугают многих, делают их специально. Нужно отталкиваться ребром конька, а не носком. Если вы правильно направляете ногу, то при окончании отталкивания носок отделяется ото льда в последнюю очередь, и хотя это мало что дает для отталкивания, носковый резец имеет стабилизирующий эффект. Если вы спотыкаетесь об эти зубцы, то вероятнее всего потому, что неправильно подтягиваете ногу. Объяснения этому есть во втором разделе. Если самый нижний зубец очень острый, то его можно немного притупить.

Многие люди не знают того, что по всей длине основания лезвия конька должен быть небольшой желобок (рис. 3, а). Это создает два четких ребра конька — внутреннее и наружное. Если желоба не будет, то лезвие конька все время станет сваливаться на сторону и правильный толчок нельзя будет совершить. Ко всему прочему, катающийся потеряет уверенность в .том, что он не упадет. Поэтому заточка коньков состоит не только в том, чтобы наточить стороны лезвия, но и в том, чтобы восстановить желобок, который за время тренировок выравнивается.

Рис. 1. Фигурные коньки и лезвие
Рис. 1. Фигурные коньки и лезвие

Обычно спрашивают: «Как часто нужно точить коньки?» Невозможно дать четкий и быстрый ответ. Все зависит от того, как часто вы катаетесь, какой у вас вес, каково качество лезвия конька, какой глубины желобок на ваших лезвиях, следите ли вы за лезвиями, когда покидаете лед. К примеру, я, проводящий шесть дней в неделю на льду, точу свои коньки лишь один раз в три недели и знаю людей, которые катаются раз в неделю, а точат коньки один раз в полгода.

Рис. 2 Лезвие устанавливается на подошве конька
Рис. 2 Лезвие устанавливается на подошве конька
Рис. 3. Составные части лезвия: а — задняя часть лезвия с впадиной; б — плоскость лезвия после плохой заточки
Рис. 3. Составные части лезвия: а — задняя часть лезвия с впадиной; б — плоскость лезвия после плохой заточки

УСТАНОВКА КОНЬКА

Установить лезвие — значит поставить его в правильную позицию на подошве ботинка. Вы можете купить коньки уже готовые, то есть ботинки, на которых уже установлены коньки, или вы можете отдельно купить ботинки и отдельно коньки, а в мастерской вам коньки поставят на ботинки.

Лучше всего покупать сначала ботинки, а уже потом на них устанавливать и привинчивать лезвия. Вы заметили, я сказал «привинчивать». Если вы посмотрите на большинство уже готовых коньков, то заметите, что конек приклепан к подошве.

Как часто нам приходится видеть беднягу начинающего, который с трудом катится по льду с голеностопами, вывернутыми внутрь, который практически едет на ребрах ботинок! Многие думают, что это происходит потому, что у начинающих слабый голеностопный сустав. Но на самом-то деле (если, конечно, нет какого-нибудь другого недостатка) причина совсем не в этом. Беда в том, что или ботинок слишком велик и плохо держит ногу, или что-то не так с установкой лезвия. Конек не должен устанавливаться прямо по центру ботинка. Его надо сместить несколько внутрь от средней линии. Это уменьшит естественную тенденцию голеностопного сустава у большинства людей западать внутрь. Рис. 4 поясняет это. Вот почему мы советуем привинчивать коньки, а не приклепывать. Вам может показаться, что лезвие конька нужно установить больше внутрь, чем обычно: в таком случае сравнительно просто отвинтить конек, правильно установить отверстия и переставить его. Что касается маленьких детей, то для них это нужно проделывать очень часто. Даже когда коньки правильно установлены, каждый фигурист стремится, чтобы голеностопный сустав был выпрямлен. Иногда маленький ребенок не может даже выпрямить голеностоп — в таком случае необходимо устанавливать коньки с большим наклоном внутрь. Как только дети немного подрастут, коньки можно будет установить нормально.

Рис. 4. Установка лезвия: а — лезвие установлено правильно — по средней линии  ботинка;  б— лезвие установлено неправильно — наружу от средней линии ботинка
Рис. 4. Установка лезвия: а — лезвие установлено правильно — по средней линии ботинка; б— лезвие установлено неправильно — наружу от средней линии ботинка

Не удивляйтесь, если вы получите свои коньки после установки и заметите, что они прикреплены с помощью трех болтов на передней пластинке и двух — на задней. Это делается для того, чтобы вы могли проверить установку; и если понадобятся какие-либо изменения, можно будет использовать оставшиеся отверстия. Когда вы удовлетворены установкой коньков, просто закрепите их еще несколькими винтами. Нет необходимости использовать все отверстия на пластине для крепления — они вам понадобятся, если нужно будет изменить положение конька позже. Помните, что вначале впиты необходимо подвинчивать в течение нескольких дней, пока они хорошо не усядутся.

КАК ШНУРОВАТЬ БОТИНКИ

Ботинок не будет сидеть на ноге нормально, пока он не зашнурован правильно. Шнурки не должны быть слишком толстыми. Самые лучшие — нейлоновые, особенно, если они немного растягиваются. Не затягивайте шнуровку слишком туго возле пальцев, а также у верха ботинка. Если ботинок правильно зашнурован, то невозможно просунуть палец под шнурки. На рис. 5 показано место, где шнурки должны быть затянуты туже. Некоторые фигуристы зашнуровывают ботинки до половины крестом, чтобы шнурки не расслаблялись, но я считаю, что это можно и не делать. Родители, пожалуйста, учите своих детей шнуровать ботинки в самом раннем возрасте. Большинство детей способны делать это лучше, чем вы думаете.

Но если они не могут зашнуровать свои ботинки и шнурки расслабляются, когда вас нет поблизости, то дети теряются.

Всегда вытирайте насухо коньки после катания, а когда уходите со льда, одевайте чехлы. Удивительно, что многие катающиеся не понимают, какой страшный вред они приносят лезвиям конька, ходя по металлу и цементу без чехлов.

Рис. 5.  Шнурование  ботинка
Рис. 5. Шнурование ботинка

Если пет какого-нибудь резинового или другого подобного мягкого покрытия, ведущего со льда в раздевалку,— чехлы просто необходимы. Они делаются из резины, пластика или дерева. Если случается так, что вы выходите на лед, забыв снять чехлы, то шумное падение, которое будет результатом вашего выхода,— самое потешное зрелище в фигурном катании. Конечно, вы будете стремиться подняться на ноги и вести себя непринужденно, но... все повторится сначала. Поэтому нужно сесть там, где вы упали, и прежде всего снять чехлы.

ОДЕЖДА ФИГУРИСТА

У девушек костюм обычно состоит из бежевого трико, короткой юбки (часто плиссированной) с короткими трусиками, одинаковыми с юбкой по цвету, блузки, пуловера или свитера и нижнего белья, в зависимости от температуры на катке. Перчатки не обязательны. Ботинки должны быть белыми и чистыми. Мы сказали выше, что трусики по цвету должны соответствовать юбке. В последнее время часто не соблюдают этого правила, хотя мы очень советуем. Матери должны следить за тем, чтобы дети одевали как трусы, так и трико. Может быть, это не всегда принято в балетной студии, но на катке это обязательно. Никаких длинных шарфов, пожалуйста! Они опасны на катке.

Если на вашем катке очень холодно, вы может пренебречь указанными выше правилами и носить то, что вам хочется. Замерзать не следует, а потому в середине зимы надевайте теплые рейтузы и столько свитеров, сколько вам необходимо. Как преподавателям, нам приходится находиться много часов на льду. И мы считаем, что нижнее белье необходимо. Не допускайте также, чтобы у вас замерзали ноги. Нет ничего хорошего в том, что вы наденете несколько пар носков, так как это лишь ухудшает циркуляцию крови, потому что шнуровать ботинки вам все равно нужно оче-«:ь плотно. Единственный выход из этого — надеть на ботинки специально сделанные чехлы. Они делаются из достаточно плотной белой шерсти. Многие фигуристы надевают на ботинки белые носки с вырезанной ступней, и, хотя подобное покрытие создает видимость, что ботинок чистый, материал недостаточно плотен, чтобы нога чувствовала себя в тепле. Хотя нога и может чуть замерзнуть, но специально сделанные покрытия для ботинок (при очень низкой температуре) гораздо более удобны и полезны. Они выглядят не очень элегантно, но фигурист не может сосредоточиться, если у него замерзли ноги.

Мальчики и мужчины могут надевать почти все. В прошлом мужчины выглядели на льду очень опрятно, но те времена прошли, о чем, конечно, можно и сожалеть. Сейчас выбор не богат, но зато все очень удобно: рейтузы, свитер, перчатки не обязательны.

 
Огилви Р., Азы фигурного катания. (Пер. с англ.) Под редакцией В. И. Рыжкина. М., «Физкультура и спорт», 1974. 120 с. с ил.
Разделы
Азы фигурного катания (Огилви Р.)
Предисловие
Раздел 1. Впервые на льду. Падения. Начальное скольжение. Торможение.
Раздел 2. Скольжение вперед на одной ноге. Сущность толчка. Скольжение назад.
Раздел 3. Переход от скольжения вперед к скольжению назад. Реберное скольжение вперед на обеих ногах. Скольжение назад на одной ноге.
Раздел 4. Т-образная остановка. Хоккейная остановка. Остановка при движении назад. Описание ребер и позиций.
Раздел 5. Скольжение на ребрах вперед-наружу. Скольжение на ребрах вперед-внутрь. Пробежки вперед.
Раздел 6. Открытые и закрытые позиции. Тройка вперед-наружу. Внутренний открытый моухок. Скольжение на ребре назад-наружу.
Раздел 7. Последовательные дуги вперед-наружу. Последовательные дуги вперед-внутрь.
Раздел 8. Вальсовая тройка вперед-наружу.
Раздел 9. Скольжение на ребре назад-наружу с места. Последовательные дуги назад-наружу. Пробежки назад.
Раздел 10. Выполнение с места дуги назад-внутрь. Смена ребра — перетяжка. Основные положения свободного стиля.
Раздел 11. Выбор, направления. Вращение на двух ногах. «Заячий» подскок. Спираль вперед.
Раздел 12. Вальсовый прыжок. Прыжок "тулуп".
Раздел 13. Пируэт на зубце конька вперед-внутрь. Спираль вперед-наружу.
Раздел 14. Прыжок «мазурка». Прыжок «сальхов».
Раздел 15. Вращение на одной ноге. Циркуль назад-наружу. Последовательность шагов.
Раздел 16. Прыжок «ритбергер» («петля»). Циркуль назад-внутрь. Последовательность шагов. Основные танцевальные движения.
Раздел 17. Выполнение дуг вперед-наружу под счет. Шассе вперед. Беговые шаги вперед.
Раздел 18. Скользящее шассе. Дуги назад-наружу под счет. Кросс ролл вперед.
Раздел 19. Шассе назад. Беговой шаг назад. Маховый моухок вперед-внутрь.
Раздел 20. Открытый моухок вперед-наружу. Закрытый моухок вперед-наружу. Танцевальные позиции. Три танца. Как вычертить на льду восьмерку.
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.031 сек.